Онлайн-консультант Наверх
ГлавнаяНАТЕ! Фестиваль ко дню рождения Владимира...

НАТЕ!

Пятидневное празднование дня рождения главного поэта библиотеки

Владимир Маяковский — не просто поэт, художник, дизайнер, актёр, модник, он символ эпохи. Он противоречивый, как и вся культура его переломного времени. И он разный. Громким «НАТЕ!» мы постараемся не рассказать о Маяковском, а передать его авангардный взгляд на эпоху. Оптикой станут разные виды искусства 1920-х: кино, плакаты, книги и мода. Встречаемся на Фонтанке и в «Севкабель Порту».

Выставки

ЛЮБЛЮБЛЮБЛЮ

Паблик-арт

19–31 июля
Фонтанка, 46, Дворик

Владимир Маяковский подарил Лиле Брик кольцо-печатку с её инициалами, расположенными по кругу. Так монограмма Л. Ю. Б. превращалась в бесконечное «люблю». В наши дни кольцо стало культовым — ювелирные бренды повторяют дизайн в разных металлах и предлагают подарить не только любимому человеку, но и друзьям, и себе. И уже не так важно, как кого зовут и каковы взаимоотношения, главное — чувство. Создаём неисчерпаемую любовь во дворике Фонтанки, 46 — паблик-арт в рамках фестиваля «НАТЕ!» ко дню рождения Маяковского. На каком языке читать — решать вам. Открываем инсталляцию 19 июля в 16:00. Продолжительность — 1 час.

Объект создан студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Ариной Мокшиной, Евой Черных, Николаем Крыловым и Виталией Астратовой под кураторством художника, архитектора, руководителя направления «Дизайн среды» Андрея Пунина.

Для голоса

Книжный объект

19–31 июля
Фонтанка, 44, 1-й этаж, Холл

В 2013 году, к 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского, дизайнеры Митя Харшак и Михаил Карасик создали объект на основе книги «Для голоса». Сборник стихов Маяковского в оформлении Эль Лисицкого был издан в 1923 году в Берлине — но до сих пор он считается конструктивистским эталоном и выразительнейшим опытом визуализации поэтического слова. Сборнику свойственна «ориентация не на индивидуальное, а на публичное чтение», — пишет Михаил Карасик. А такая книга точно не может быть маленькой — воспроизведём объект «Для голоса» в холле Фонтанки, 44, чтобы детально изучить один из лучших образцов русского конструктивизма в книгоиздании.
19 июля

«Но. с» Маяковского. Невидимый смысл, или Обложка как приём

Лекция

19:00–20:30
Фонтанка, 44, 1-й этаж, Медиахолл

Принято считать, что книгу по обложке не судят, — вот и многие исследователи (филологи, искусствоведы, историки литературы, дизайнеры) досадно обходят эту тему стороной. Однако то, что в книге находится на самом виду, парадоксальным образом может оставаться невидимым — как для современников, так и для потомков. Мы можем даже не догадываться, что имеем дело с неким шифром, секретом, ребусом. Настроим оптику на обложку сборника стихов Владимира Маяковского «Но. с» (1928), которую создал Александр Родченко. Почему она так выглядит? И почему у книги такое странное заглавие? Разобраться поможет филолог и искусствовед Андрей Россомахин — он впервые предлагает дешифровку обложки этой книги спустя 94 года после её выхода в свет.

Трансляция в группе ВКонтакте.

Вход по регистрации через TimePad.

20 июля

Геометрическая символика в искусстве авангарда. Квадраты, круги и треугольники

Лекция

19:00–20:30
Фонтанка, 44, 1-й этаж, Медиахолл


Геометрическая символика в искусстве авангарда. Квадраты, круги и треугольники Лекция В русском авангарде есть примеры геометрического искусства, которые сформировали тренд всего ХХ века. Отказ от изобразительности привёл к использованию фигур в качестве элементов нового языка. «Чёрный квадрат» Малевича стал первой декларацией такого рода, а плакат «Клином красным бей белых» Лисицкого — второй, с ещё большей массой значений. Алфавит этих беспредметных знаков отсылает к своему историческому багажу эпох — от архаики до модерна. Геометрия для дизайна — важное средство выразительности, и у каждой фигуры есть свой смысл, своё послание. Об этих символах расскажет Дмитрий Козлов — кандидат искусствоведения, сотрудник Издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Трансляция в группе ВКонтакте.

Вход по регистрации через TimePad.
21 июля

Нате! Ситчиков

Лекция

19:00–20:30
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

Поговорим о том, каков был путь Владимира Маяковского как модника: от шокирующих обывателей жёлтых кофт и футуристического манифеста «Почему мы раскрашиваемся» до элегантных парижских пальто. Вы узнаете, как совмещалось выполнение рекламных заказов для «Москвошвеи» и ГУМа с принципиальной покупкой только иностранных вещей и острой критикой всё той же «Москвошвеи», почему девиз «Побольше ситчика моим комсомолкам» не отменял шелков и мехов для Лили Брик, а строчки «Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи» не мешали Маяковскому быть истинным денди. Обо всём, что касается гардероба Владимира Маяковского и его ближайшего окружения, расскажет Мэган Виртанен — историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода, 1917–1991».

Трансляция на YouTube.
Вход по регистрации через TimePad.
22 июля

Маяковский целлулоидный: тройная проекция

Лекция

19:00–20:30
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

«Была у Владимира жизнь кинематографическая», — утверждал Виктор Шкловский. И ещё какая! «Пишу сценарии, сам играю, рисую киноплакаты» — так в автобиографии «Я сам» Маяковский очерчивал круг занятий в 1918 году. А ещё раньше он был кинокритиком и даже теоретиком самого революционного из искусств ХХ века. С уверенностью можно сказать, что из всех русских литераторов Маяковский по разнообразию киноамплуа был и остаётся непревзойдённым. Ровесник кинематографа, подростком вкусивший яда экранных зрелищ, он был, по собственному выражению, «закованным фильмой» и очень хотел служить кинемо — как мог. Маяковский боролся за право быть изобретателем во всём, и кинематограф тоже был полем его битвы с «приобретателями» и «прозаседавшимися». Да, он проиграл бюрократам от «Совкино» — но его имя до сих пор читается на больших и малых экранах. Поговорим об этом с Александром Прониным — доктором филологических наук, исследователем экранной драматургии, автором книги «Бумажный Вертов / Целлулоидный Маяковский».

Трансляция на YouTube.
Вход по регистрации через TimePad.
23 июля

Шершавым языком плаката

Мастер-класс

16:00–17:30
Фонтанка, 44, 1-й этаж, Медиахолл

Это не только стихи. Эти иллюстрации не для графических украшений. Это — протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов» — так Владимир Маяковский описывал агитационные плакаты «Окна сатиры РОСТА». Все агитки были рассчитаны на день, но прошли и залы Третьяковки, и выставки Берлина и Парижа, став частью искусства того времени.
Мы тоже сделаем, пусть и не такой массовый, но тиражный плакат в стиле «Окон РОСТА», где будет изображён сам Маяковский. Настоящая двуцветная гравюра прямо с линии офортного станка.

Вход по регистрации через TimePad.

Полдник с поэтами

Встреча

16:00–18:00
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

В день рождения Владимира Маяковского поговорим о поэзии с Иваном Пинжениным, Львом Колбачевым и Ольгой Скорлупкиной. Это будет беседа с петербургскими авторами об актуальной поэзии и средствах её выражения через аудио, видео и социальные сети. Встречаемся на ресепшене библиотеки. Модератор — Антон Володин

Вход по регистрации через TimePad.

Мастерская медиапоэзии для подростков

Встреча

16:00–18:00
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

Медиапоэзия — это когда слова, искусство и медиа собираются вместе, чтобы стать произведением. Многие уже практикуют это направление в чатах и блогах. Приглашаем участников от 12 до 17 лет, чтобы осмыслить наш пользовательский и художественный опыт в повседневности смартфона. Поймём, как это вписано в историю искусства и литературы. И главное — создадим коллективный проект в телеграм-чате. Наш опыт будет сочетать в себе дрейф, текстинг и драйв импровизации. С собой нужно взять смартфон с установленным Telegram и мобильным интернетом. 

Вход по регистрации через TimePad.

Между мягкой обложкой и коллекционным изданием

Дискуссия

18:00–19:30
Фонтанка, 44, 1-й этаж, Медиахолл

Конструктивисты стремились сделать книгу массовой и понятной, используя для этого разные инструменты — даже шрифт брался более «простой». Их антагонистом было издательство «Академия», которое выпускало изысканные книги в классическом стиле. Конструктивистская книга в итоге умерла, как и издательство «Академия». Но противостояние (или соседство?) осталось. Издательский мир в начале XX века перевернулся. Переворачивается он и сейчас — цифровые издания меняют читательский опыт. Однако в 2022-м мы всё ещё имеем как достойную массовую литературу, так и уникальные малотиражные издания, наследующие традиции старой книги. На встрече обсудим современную типографику и искусство печатной книги.

Гости круглого стола:
  • Андрей Россомахин — филолог, искусствовед, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург 
  • Евгений Григорьев — типограф, книжный дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург 
  • Алексей Дмитренко — главный редактор издательства «Вита Нова» 
  • Наташа Дельгядо — PR-директор издательства «Вита Нова»

Вход по регистрации через TimePad
Трансляция в группе ВКонтакте.
24 июля

Коллективные мифы «Октября» Эйзенштейна

Лекция

15:00–16:30
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

В 1927 году, к десятилетию октябрьского переворота, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров сняли фильм «Октябрь». Эта работа вошла в историю кинематографа и настолько прочно закрепила образ революционных событий, что кадры киноленты нередко выдавали за документальные. Несмотря на возможность работать в исторических интерьерах и тщательно собранные воспоминания участников событий, большинство наиболее ярких эпизодов, прочно закрепившихся в нашей коллективной памяти, были придуманы и срежиссированы Эйзенштейном. Поговорим о том, как проходила работа над фильмом, как рождалась революционная система интеллектуального кино и принцип ассоциативного быстрого монтажа, какую роль сыграл в истории фильма Зимний дворец и какие мифы породил «Октябрь». Разобраться поможет Ксения Малич — кандидат искусствоведения, старший преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 

Трансляция на YouTube.
Вход по регистрации через TimePad.

С широко открытыми киноглазами

Лекция

17:00–18:30
Кожевенная линия, 40д, 3-й этаж

Постреволюционная эпоха 1920-х — бесспорно, самый яркий период советского кино. Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Эсфирь Шуб — все они вступали в горячую дискуссию как друг с другом, так и с иностранными коллегами, стараясь ответить на главный вопрос: что такое кино как принципиально новая практика? Режиссёры не только активно снимали, но и подробно описывали, какими должны быть фильмы, чтобы соответствовать революционному моменту и смелее других сбрасывать с корабля современности предшествующие достижения искусства. Это уникальное соседство двух радикальных обновлений — политического и эстетического — породило пусть короткий, но бурный период советского авангарда. Вместе с кинокритиком Дариной Поликарповой пристально рассмотрим образы этого времени: катастрофу на потёмкинской лестнице, хитрый прищур инженера Прайта, крошечного кинока, застрявшего в пивном бокале с киноаппаратом.

Вход по регистрации через TimePad.