Интервью З. В. Чаловой для портала "Город+"

Информация


05.09.2018
Раздел: СМИ о нас
Вернуться назад

Интервью З. В. Чаловой для портала "Город+"


С развитием интернета стали популярны электронные книги, но это не значит, что бумажные теряют свою ценность. Корреспондент Города+ поговорил с директором Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского Зоей Чаловой и выяснил, каким стал современный читатель, как изменилась библиотечная работа за последние годы, и какая литература сегодня пользуется популярностью.

- Скажите, какая аудитория сегодня посещает библиотеки?

- Это люди разного возраста. Примерно 38% из них - это те, кто уже работает, на втором месте студенты вузов – их 33%, на третьем пенсионеры - 10%. В целом, половина наших посетителей имеют высшее образование. Появилась и новая категория читателей – дети младше 14 лет. Группа небольшая, но тенденция к росту есть. Раньше их было мало, они в основном числились в детских учреждениях, но сейчас уровень современных подростков не сравнить с тем, что было раньше, и они обращаются к нам.

- Что больше всего интересует современного читателя: какие книги, темы?

- Поскольку у нас универсальный фонд, а это почти 2 млн изданий, то наши посетители ищут самое разное: от руководства по консервации овощей до новейших астрофизических разработок. Тем не менее чаще всего людей привлекает художественная литература. Она составляет 40% из того, что мы выдаем. Все же больше всего посетителей интересует именно книжные новинки. Раз в месяц мы устраиваем выставку-просмотр, где представляем только что поступившие книги. Там всегда аншлаг – люди хотят видеть поступившую литературу в библиотеке, потому что в магазинах книги стали безумно дорогие, а при нынешней экономической ситуации, возможность спокойно их покупать сократилась.

В приоритете у читателей победители и лауреаты всяких литературных премий. Из российских авторов на первом месте стоит Людмила Улицкая, дальше Борис Акунин, Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Дина Рубина, Дмитрий Быков, Алексей Иванов и так далее. Из зарубежных – Айн Рэнд  «Атлант расправил плечи», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин», Питер Хег «Смилла и ее чувство снега», Роберт Гэлбрейт «Шелкопряд», «Зов кукушки», «На службе зла», Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками», Робертс Грегори Дэвид «Шантарам», Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», очень читают Несбё «Снеговик», Джоджо Мойес «До встречи с тобой», Дэн Браун, Мартин «Игра престолов», все книги Донны Тартт и еще ряд других. Из нехудожественной литературы читают книги по саморазвитию и экономике, часто спрашивают издания по искусству, философские книги.

- Из-за повсеместной цифровизации посетителей стало меньше?

- За последние 10 лет их число уменьшилось на 50%, но ровно на столько же возросло количество виртуальных посещений. Мы ведем работу в социальных сетях, на нашем сайте, в электронной библиотеке и виртуальном читальном зале. Также есть огромный портал, посвященный изучению города на Неве, «Мир Петербурга». Всего у нас 90 тысяч читателей и реальных, и виртуальных. Это хороший показатель.

- Что изменилась в вашей работе с развитием виртуального пространства?

- Читатель получил возможность удаленно пользоваться библиотечными ресурсами. Приведу пример: есть электронная библиотека «ЛитРес». По сути дела, вы должны за нее платить, но если человек зарегистрирован у нас, ему дается пароль, чтобы он мог спокойно, сидя у себя дома на диване, скачать нужную книгу абсолютно бесплатно. Кроме этого, у нас можно получать электронные копии документов и пользоваться электронными базами данных, которые мы пополняем ежегодно. Например, это медицинская база Medline, есть базы по искусству, экономике, база вузовских учебников всей России, российской периодической печати. Также есть своя электронная библиотека, где оцифрованы уникальные и редкие издания. Например, там можно найти ноты или книги о Петербурге, начиная с 1780 года, блокадные книги, прижизненные издания Маяковского. 

- А есть книги, которые можно получить только в «живом» виде, но никак не в электронном варианте?

- Да, и такие издания мы выдаем. Поскольку это крупное городское учреждение, то здесь хранятся очень старые фонды. Есть книги 1946 года, которые можно найти разве что только в национальной библиотеке, но там их на руки не выдают, а в нашей библиотеке такая возможность есть.

- Как сейчас привлекают новых читателей?

- Наши сотрудники очень внимательно следят за тем, что нужно читателям. Сегодня библиотечное пространство – не только место, где хранят и выдают книги, здесь должно быть уютно и комфортно, это территория притяжения людей. У нас ежегодно проводится около 400 крупных мероприятий образовательного и развлекательного характера: литературные диспуты, конференции, кружки по изучению языка и многое другое. Жизнь кипит, в связи с этим мы очень активно реорганизуем свои пространства, делаем их модными, привлекательными, чтобы молодежи нравилось ходить сюда, открываем новые площадки. Например, создали отделение библиотеки в ТЦ «Охта Молл». Также в городе появилось новое пространство на Московском, 86. Туда приходят не только брать книги, но и отдыхать, встречаться с друзьями, удовлетворять свой «культурный голод». Все это можно получить в библиотеках бесплатно.

Еще среди наших читателей есть категория людей, которые не могут приходить к нам в силу своего физического здоровья, и мы им возим книги. Для этого существует межбиблиотечный абонемент.

- Много ли сейчас книжных должников и как ведется борьба с ними?

- Около 10% от общего числа наших читателей являются недобросовестными. Задерживается или вовсе не возвращается около 10 тысяч книг. У нас действует система пени, когда должник платит 2 рубля за один день невозврата. Так может набежать очень приличная сумма, которую человек не может вернуть. На этот случай существует прощеный день, мы проводим его два раза в год, чтобы посетитель мог вернуть книги бесплатно. Есть и альтернатива: когда человек пропустил эту дату, а заплатить не может, ему предлагается оказать помощь трудом, например, расставить книги или обеззаразить их. Отмечу, что если долг не погашен, то посетитель не может воспользоваться никакой другой библиотекой, так как система у нас единая, но как только он исправился, то его имя из черного списка вычеркивается.

- Если сравнить библиотеку сегодня и 10 лет назад, насколько сильно она изменилась?

- Очень сильно. Сегодня она в корне отличается своей миссией. Если раньше мы только хранили и выдавали, то теперь у нас много других функций: информационных, образовательных, культурных. Изменилась сама модель библиотеки. Мы должны быть местом притяжения, куда хочется идти, где хочется проводить время. Но самое главное, что все это бесплатно.

   Материал интернет-портала "Город+"